Уголовное преследование Бориса Шпигеля и последовавший приговор крупному бизнесмену фарминдустрии все чаще связывают с устранением Ивана Белозерцева – бывшего главы Пензенской области. Основное обвинение – коррупционная деятельность, лишь потом взяточничество. Но активы Шпигеля, и в первую очередь его фармкомпания «Биотэк», стали объектом охоты конкурентов. Шпигеля и Белозерцева арестовали одновременно в 2021 году. Губернатор якобы помогал «Биотэку» получать госконтракты. В начале этого года столичный суд приговорил Белозерцева к 12 годам лишения свободы, фармбизнесмена – к 11 годам. Его супруга Евгения Шпигель получила восемь с половиной лет.
Последняя владеет МФПДК «Биотэк» и 0,3% акций завода «Марбиофарм», ставшим в прошлом году убыточным. Теперь судьба этого предприятия решается в рамках банкротства его головной компании. Как установил суд, Белозерцев в 2015 году предложил Шпигелю выгодное сотрудничество в виде продвижения интересов ГК «Биотэк» за откаты. Фарма Шпигеля в итоге стала крупнейшим местным поставщиком, заключив к весне 2021 года свыше пяти тысяч государственных контрактов на сумму почти 10 миллиардов рублей. Из них в пользу государства суд уже взыскал чуть более 8 миллиардов. Конкуренты Шпигеля пытаются получить контроль над «Марбиофармом», выпускающим БАДы и джененики, путем проведения допэмиссий его акций. Недавно Пензенский арбитраж признал этот процесс недействительным.
Так, осенью 2022 года «Банк Санкт-Петербург» инициировал банкротство ОАО «Марбиофарм» за долгом в не погашенный кредит, превышающим 103 миллиона рублей. Третьим лицом привлекли ООО «Биотэк». Предприятие банкротом не признали, потому что оно обеспечивает целый спальный микрорайон в Йошкар-Оле горячей водой и теплом. Банк пошел дальше и подал в столичный Арбитраж гражданский иск на сумму, почти дошедшую до 400 миллионов рублей. Вообще после того, как Шпигель получил обвинительный приговор, все его кредиторы в одномоментно активизировались. Несколько десятков компаний хотят получить с него 2,5 миллиарда рублей. В этом свете трудно сказать, что останется от предприятий «Биотэка», который на данный момент располагает полным циклом производства медикаментов, способным выпускать от 80% до 90% эквивалентов зарубежных лекарств.